Русская земля и преимущест-венно род княжеский приобрели святых покровителей «молитвенников за но-вые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию!» Но кто же эти новые светильники? Это два князя, погибшие от родного бра-та, который хотел единовластия! Можно думать, что святость Бориса и Гле-ба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали впос-ледствии братоубийственные руки; мы увидим, как после стесненный князь останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Свято-полком. Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были бесп-рестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало слу-чая напоминать им о них. С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб оттого, что не хотел поднять руки на старшего брата и своею смертию освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки младших пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них этого старшинства. Ближайший к Киеву князь, Святослав, сидевший в земле Древлянской, уз-нав о гибели Бориса и Глеба, не стал спокойно дожидаться такой же участи и бежал в Венгрию; но Святополк послал за ним в погоню, и Святослав был убит в Карпатских горах. Тогда, по словам летописца, Святополк начал ду-мать: «Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси». Но гроза пришла на него с севера. Ярослав новгородский для защиты от отца призвал к себе заморских варягов; те стали обижать новгородцев и жен их, тогда новгородцы встали и перебили варягов на дворе какого-то Парамона. Ярос-лав рассердился и задумал отомстить хитростию главным из убийц; он пос-лал сказать им, что на них не сердится более, позвал их к себе и велел умертвить; по некоторым известиям, убито было 1000 человек, а другие убежали. Но в ту же ночь пришла к нему весть из Киева от сестры Предсла-вы: «Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Гле-ба, берегись его». Ярослав стал тужить по отце, по брате и по новгород-цам, которых перебил вовсе не вовремя. |