Из ремесл встречаем указание на плотни-чество, которым занимались особенно новгородцы и вообще жители северных областей, рубившие лодки в лесах своих и привозившие их на продажу в Ки-ев; о рублении городов, мощении мостов упоминает и летопись, и Правда; о кожевничестве упоминает летопись в рассказе о Яне Усмошвеце; без сомне-ния, разные грубые ткани для обыкновенной одежды выделывались так же до-ма, равно как необходимая посуда, деревянная и глиняная, например, о де-лании горшков в Новгороде есть прямое указание. Касательно искусств в дохристианское время упоминается только об одном каменном здании, тереме княжеском в Киеве, построенном, без сомнения, греческими мастерами, по-тому что и после каменщики и зодчие выписывались из Византии; неизвест-но, дома или на чужбине делались истуканы Владимировы. Собственно же го-воря, искусство начинается на Руси вместе с христианством. Владимир пос-лал в Грецию за мастерами, которые построили в 989 году Десятинную цер-ковь в Киеве. По известию летописей, из Греции и пришли каменосечцы и зиждители палат каменных. Ярослав построил каменную крепость в Киеве и соборную церковь святой Софии (митрополию), которую украсил золотом, се-ребром и сосудами; сын его Владимир в Новгороде построил также крепость и собор святой Софии; при Ярославе же в Киеве построены монастыри свято-го Георгия и святой Ирины. Дитмар говорит, что в его время в Киеве было 400 церквей и 8 торгов; Адам Бременский называет Киев соперником Конс-тантинополя, число церквей крайне преувеличено или цифра искажена; но общего впечатления и отзывов нельзя отвергнуть. Киев был обязан своим благосостоянием тому, что служил складкою това-ров между Южною и Северною Европою; обратимся же теперь к торговле, пу-тем которой были русские области в описываемое время. Мы видели занятия племен: была ли в числе их торговля, существовала ли мена произведений между племенами до появления среди них варягов - руси? |