архимандрит ведает одно церковное
управление; доходы же и расходы и управление имениями находятся в
заведовании эконома, палатника и братни; в доходах и расходах эконом и палатник дважды в год отдают отчет архимандриту и братии; архимандрит и старцы не могут принимать к себе монахов из Москвы и Валахии. Несмотря на то, в Москве не забывали Киево-Печерского монастыря: по царевиче Иване послано туда милостыни 100 рублей.
Известно, что в 1509 году митрополит Иосиф созывал в Вильне собор, где
постановлены были меры для отвращения беспорядков, происходивших от
столкновения духовной власти со светскою; в 1546 году митрополит Макарий
должен был созвать в Вильне собор по требованию короля Сигизмунда-Августа,
который писал ему: «Слышали мы от многих князей и панов о беспорядках,
которые происходят между вашим духовенством греческого закона, также между
князьями, панами и простыми людьми, особенно между владыками, как например,
на Волыни; а твоя милость, старший их пастырь, о том знать и удерживать их
не хочешь». Поучения священникам от архиерея после поставления в
Юго-Западной Руси были сходны с известными уже нам поучениями,
употреблявшимися в Московской Руси.
Изменение, сделанное в календаре папою Григорием XIII, произвело сильное волнение как между протестантским, так и между православным народонаселением Польско-Литовского государства, не хотевшим принять новости, вышедшей из Рима. В 1583 году константинопольский патриарх Иеремия II запретил православному духовенству сообразоваться с новым грегорианским календарем, вследствие чего в 1584 году Стефан Баторий запретил правительственным лицам принуждать православных к отправлению праздников по новому календарю.
Несколько раз упоминали мы о братчинах или складчинных пирах, обычае, с незапамятных времен распространенном в древней России. О братчинах упоминает старинная летопись, о ней поет старая песня, о ней беспрестанно говорят старые уставы, старые грамоты. О древности и важном значении братчины в жизни нашего народа свидетельствует язык: в известной поговорке братчина является представительницею всякого общего дела, союза; о человеке, не способном по своей сварливости, неуживчивости к общему делу, говорится: «С ним пива не сваришь». |