Беглец из общества потому ли, что общественные условия ему не нравились, или потому, что общество преследовало его за нарушение наряда, козак, разумеется, не мог согласить своих интересов с интересами государства, беспрестанно действовал вопреки последним.
Государство терпело это по слабости, но для козаков было ясно, что терпение
не будет продолжительно. Открыто действовать против государства они не
смели: при обычном ходе дел, при внутреннем спокойствии государства они не
могли иметь ни малейшей надежды действовать с успехом против него. Но когда
открылась Смута, наряд исчез, то козакам явилась полная возможность войти в
пределы государства и жить на его счет. К этим степным козакам, разумеется,
должны были пристать все люди с козацким характером, люди, которые по разным
обстоятельствам тяготились своим положением, искали выхода из него, люди,
хотевшие пожить на чужой счет. Толпы степных козаков должны были,
следовательно, увеличиться толпами козаков внутренних; и тем и другим было
необходимо поддерживать Смуту как можно долее, ибо с восстановлением
спокойствия, наряда, прекращалось их царство, их выгодное положение
относительно государства, которое по-прежнему стало бы грозить их
противуобщественному быту. Таким образом, Смутное время мы имеем право
рассматривать как борьбу между общественным и противуобщественным элементом,
борьбу земских людей, собственников, которым было выгодно поддержать
спокойствие, наряд государственный для своих мирных занятий, с так
называемыми козаками, людьми безземельными, бродячими, людьми, которые разрознили свои интересы с интересами общества, которые хотели жить на счет общества, жить чужими трудами. Некоторые полагают причиною Смуты запрещение крестьянского выхода, сделанное Годуновым. Но мы не можем согласиться с этим мнением, во-первых, потому, что ни один из современных писателей не намекает на это, хотя они объясняют, почему Северская Украйна стала гнездом Смуты, указывают на столпление в ней холопей опальных бояр, преступников, бежавших от казни; во-вторых, закон об укреплении крестьян был вполовину отменен Годуновым в его царствование, участь крестьян была облегчена именно там, где она могла быть тяжела. |