Так родовые отношения княжеские встретили в Польше два могущественные начала - власть вельмож и власть духовенства, пред которыми и должны были поник-нуть.
Роман волынский, постоянный союзник Лешка, продолжал враждовать и с
Мечиславом и с сыном его, Владиславом Ласконогим, но когда Лешко утвердился в Кракове, то Роман потребовал от него волости в награду за прежнюю дружбу; Лешко не согласился; притом же, по словам летописца, Владислав Ласконогий много содействовал ссоре Лешка с Романом, вследствие чего
галицкий князь осадил Люблин; потом, услыхав, что Лешко с братом Кондратом идут против него, оставил осаду и двинулся к ним навстречу; перейдя
Вислу, он расположился станом под городом Завихвостом, куда прибыли к
нему послы от Лешка и завязали переговоры; положено было прекратить военные действия до окончания последних, и Роман, понадеявшись на это, с
малою дружиною отъехал от стана на охоту, но тут в засаде ждал его
польский отряд, и Роман после мужественного сопротивления лег на месте с
дружиною (1205 г.). Так погиб знаменитый внук Изяслава Мстиславича;
предприимчивостию, отвагою будучи похож на отца и деда, получивши чрез
приобретение Галича и большие материальные средства, находясь в беспрестанных сношениях с пограничными иностранными государствами, где в это
время родовые отношения княжеские сменились государственными, Роман, необходимо подчиняясь влиянию того порядка вещей, который господствовал в
ближайших западных странах, мог, по-видимому, явиться проводником этих
новых понятий для Южной Руси, содействовать в ней смене родовых княжеских отношений государственными; он мог, подобно отцу и деду, вступить в
борьбу с северными князьями, в борьбу, которая, однако, должна была носить уже новый характер, если б и Роман стал стремиться к самовластию на
юге, точно так же, как стремились к нему Юрьевичи на севере. Но это
сходство положения Романа с положением северных князей есть сходство обманчивое, потому что почва Юго-Западной Руси, преимущественно почва Галицкого княжества, вовсе не заключала в себе тех условий крепкого государственного быта, которые существовали на севере и которыми воспользовались тамошние князья для собрания Русской земли, для утверждения в ней
единства и наряда. Мы видели, какою силою пользовались бояре в Галиче,
силою, пред которою никло значение князя; легко понять, что князь с таким характером, как Роман, скоро должен был враждебно столкнуться с этою.
силою: «Не передавивши пчел, меду не есть», - говорил он, и вот лучшие
бояре погибли от него, как говорит, в страшных муках, другие - разбежались; Роман возвратил их обещанием всяких милостей, но скоро под разными
предлогами поверг их той же участи. |