Новгородцы отвечали: «Князь! ты вздумал зло на св. Софию, так ступай: а мы изомрем честно за св. Софию; у нас князя нет, но с нами бог и правда и св. София, а тебя не хотим». Новгородцы могли так разговаривать - к Ярославу татары не приходили, а к ним собралась вся их волость. Псковичи, ладожане, корела, ижора, вожане пошли все к устью Шелони и стояли неделю на броде, а полк Ярославов - по другую сторону реки. Дело, впрочем, не дошло до битвы, потому что явился новый посредник: прислал митрополит грамоту, в которой писал: «Мне пору-чил бог архиепископию в Русской земле, вам надобно слушаться бога и ме-ня: крови не проливайте, а Ярослав не сделает вам ничего дурного, я за то ручаюсь; если же вы крест целовали не держать его, то я за это прини-маю епитимью на себя и отвечаю перед богом». Митрополичья грамота по-действовала, и когда Ярослав опять прислал в новгородский полк с покло-ном, то новгородцы помирились с ним на всей своей воле, посадили его опять у себя на столе и привели к кресту. Зимою Ярослав отправился во Владимир, а оттуда в Орду, оставя в Новгороде наместником Андрея Вратис-лавича, а во Пскове князя Айгуста литовского. В 1272 году Ярослав умер на возвратном пути из Орды. По старому по-рядку вещей великое княжество перешло к брату его Василию костромскому; но относительно Новгорода явился ему соперник, и, таким образом, новго-родцы получили право выбора: послы Василия костромского и племянника его, Димитрия переяславского в одно время съехались в Новгороде; оба князя просили себе этого стола. Казалось, что выбор будет легок для нов-городцев: благодарность заставляла их избрать Василия, недавно избавив-шего их от страшной опасности. Несмотря на то, они посадили у себя Ди-митрия. Есть известие, объясняющее причину такого поступка: Василий тре-бовал уничтожения грамот брата своего, следовательно, новгородцы выбрали того, кто согласился княжить у них на всей их воле. |