Для этой цели они избирали преимущественно острова, близкие к берегу, или мысы—пункты, которые можно было легко защитить и где имелись удобные естественные гавани. Финикийцы устраивали там свои склады, воздвигали крепость и святилища. Когда эти поселения или фактории основывались по инициативе государства, то в политическом отношении они зависели от метрополии; но даже в тех весьма нередких случаях, когда эти колонии основывались по инициативе могущественных торговых домов, они были связаны с метрополией религиозными узами. Представители этих колоний ежегодно съезжались в Тир на празднества, посвященные Ваалу, и, кроме того, платили особые подати, которые поступали в храмовые сокровищницы метрополии. Наиболее важными факториями, или колониями, Пиренейского полуострова, как полагают, были Эрития (Санкти Петри), Мелькартея (Алхесирас), Малака (Малага), Секси (Хате), Абдера (Адра), Гиспалис (Севилья), уже упомянутый Агадир, или Гадес (Кадис), Эбуса (Ибиса) и др. Весь полуостров финикийцы называли Спан, илиСпания («неизвестная», скрытая, отдаленная страна). Финикийцы не ограничились занятием берегов. Они углублялись внутрь Испании, прежде всего в ее южные районы (Андалусия и Мурсия). Используя торговые связи и прибегая к силе, подавляя коренное население превосходством своей культуры, они добились подчинения всех иберов, которым передали свою письменность, свой язык, свою культуру и производственные навыки. Это влияние, впрочем, оспариваемое многими исследователями, проявляется не только в памятниках и произведениях искусства, но и в названиях мест, которые занимали финикийцы. Поэтому древние поселения, расположенные между Малагой и Адрой, называются «бастуло-финикийскими», а один греческий автор, живший незадолго до начала новой эры, считает, что финикийскими были даже города Турдетании. В процессе быстрого развития финикийские колонии в Испании достигли определенной политической и административной независимости от метрополии. Центром этих колоний в исторические времена был Кадис. |