Теперь же, когда, с кризисом республиканского строя, пришло в упадок и нормальное публичное красноречие, в моду вошли ораторы-декламаторы. Отличие нового модного типа красноречия от прежнего — и именно на примере Деметрия Фалерского — прекрасно охарактеризовал Цицерон. «Когда эти ораторы (имеются в виду Демосфен и его современники Гиперид и Эсхин, Ликург и Динарх. — Э. Ф.) были уже стариками, им на смену пришел юный Деметрий Фалер-ский; самый образованный из них, он, однако, был подготовлен не столько для настоящих сражений, сколько для учебных состязаний. Поэтому афинян он скорее очаровывал, чем воспламенял, так как на поле битвы, под жаркие лучи солнца он вышел не из палатки воина, а из тенистых приютов ученейшего Феофраста. Деметрий первый сделал речь гибкой, придал ей мягкость и нежность и больше любил казаться не внушительным, а приятным, каким он и был на самом деле. Но это была приятность, которая вливалась, а не врывалась в душу; память о его сладкозвучии сохранилась в потомстве, но в отличие от Перикла, изображенного Евполидом, он не сумел вместе с удовольствием оставить и жало в сердцах своих слушателей». Равным образом и в теоретических ученых занятиях смелая трактовка принципиальных вопросов государственной и человеческой жизни сменилась антикварно-правовыми, литературоведческими, риторическими и этико-философскими изысканиями и, конечно же, составлением трактатов ad usum principis. Действительно, в творчестве Деметрия Фалерского были представлены все эти направления. В частности, к антикварно-правовому жанру относились, по-видимому, сочинения «Об афинском законодательстве», «Об афинском государственном устройстве», «О политике», «О законах», «Перечень архонтов»; к литературоведческому — «Об Илиаде», «Об Одиссее», «Эзоповы басни», «Об Антифане»; к риторическому — «О риторике», «Изречения»; к этико-философскому — «О любви», «О вере», «О милости», «Об удаче», «О великодушии», «О старости», «Апология Сократа», — всё жанры и темы, которые останутся излюбленными для историко-антикварных и этико-философских занятий ученых позднейшего эллинистическо-римского времени, от Зенодота и Кал-лимаха до Плутарха и Диона Хрисостома. |