ФРИДРИХСХАЙН Именно во Фридрихсхайн (Friedrichshain) в последние пару лет переместился центр ночной жизни и то, что немцы называют Szene. Неформалы, радикалы, студенты и профессиональные тусовщики оставили подорожавшие квартиры в Пренцлауэр-берге и переехали на юго-восток.
Тем, кто интересуется исключительно памятниками архитектуры и прочими общепринятыми достопримечательностями, делать здесь особенно нечего. Парк Фридрихсхайн, кусок Берлинской стены, сплошь покрытый граффити, и улица-монстр Карл-Маркс-аллее - вот, собственно, и все. Но едут сюда не ради них. Боксхагенер-плац, Симон-Дах-штрассе, Зоннтагштрассе - вот на что нужно смотреть во Фридрихсхайне.
ОБЕРБАУМБРЮКЕ И EAST SIDE GALLERY
Сразу за мостом Обербаумбрюке (Oberbaumbrücke) когда-то начинался Восточный Берлин. Этот мост из красного кирпича появился над Шпрее в конце XIX века, на месте старого деревянного, а в 1902-м по нему пустили первую ветку берлинского метро - из Фридрихсхайна в Шарлоттенбург. После разделения Германии поезда тут, естественно, ходить перестали - конечная станция метро, Warschauer Straße, оказалась на территории другого государства. Так что вплоть до падения Стены Обербаумбрюке использовался исключительно как КПП - пока в 1989-м снова не открыли свободный проход, а в 1995-м не восстановили движение поездов.
Слева от моста начинается East Side Gallery, самая большая в мире художественная галерея под открытым небом, главный и единственный экспонат которой - один из немногих сохранившихся фрагментов Берлинской стены. В 1990 году больше сотни художников из разных стран приняли участие в грандиозной акции: полтора километра Стены - от Обербаумбрюке, вдоль Мюленштрассе (Mühlenstraße) и до вокзала Остбанхоф (Ostbahnhof) целиком покрыли росписями. Обошедший все газеты французский поцелуй Брежнева и Хонеккера и восточногерманский "трабант", пробивающий заграждения, появились именно тогда.