К югу отсюда находится церковь Сан-Клементе (S. Clemente) (159). Она состоит из трех разных храмов, которые с течением времени были построены один поверх другого. В этом «слоеном пироге» можно очень четко проследить историю развития религиозных культов и стилей, спускаясь из верхней церкви в нижнюю и еще глубже, в святилище Митры. Небольшой боковой притвор ведет в Верхнюю церковь, освященную в 1128 году. Ее продольный неф поддерживается 16 античными колоннами. Как и во многих церквях Рима, здесь вы увидите полы Космати, названные так по имени целой династии мастеров Космати, работавших в Риме в XII-XIV вв. Мозаика апсиды относится примерно к 1120 году и считается одной из лучших мозаичных картин в Риме. Ее сюжет – поклонение животворящему Кресту Господню. Побеги аканта и животные изображены так точно и тщательно, как будто это иллюстрации к энциклопедии. В левом боковом нефе, в часовне Св. Екатерины (Cappella S. Caterina) находятся знаменитые фрески Мазолино (1428 г.). Этот мастер прибыл из Флоренции и привез с собой в Рим новейшее открытие в области геометрии и техники живописи: центральную перспективу. Этот прием Мазолино применил и здесь. Можно даже заметить, как направляющие линии перспективы встроены в границы между стенами и полом в фоновых деталях картины. От лотка с сувенирами, позади правого бокового нефа, можно спуститься в нижнюю церковь, лежащую на 5 м глубже. Она возникла в IV веке и была разрушена норманнами в 1084 году. Если вы спуститесь еще ниже, то попадете в Рим II столетия – в дом, где было устроено святилище Митры (Митреум). Митре, по преданию, рожденному из скалы, поклонялись только мужчины, а в основном – легионеры. Сын бога света Аполлона, ежегодно убивающий злобное чудовище – первобыка, в глазах своих приверженцев он был спасителем мира. Культ Митры, пришедший из Персии, распространился одновременно с христианством сначала в Италии, а потом и к северу от Альп. Он противостоял древнеримской языческой вере, и поэтому служить Митре приходилось втайне. В недрах этого культа зародилось учение о спасении, и, таким образом, он имел много общего с христианством. |