По тогдашним законам, хоронить покойных разрешалось только вне городских стен. В наше время Аппиа Антика начинается у ворот Сан-Себастьяно (Porta San Sebastiano) (168), называемых также Аппиевыми воротами (Porta Appia). Из всех городских ворот эти сохранились в наилучшем виде. В 401-402 гг. по приказу императора Гонория их перестроили и сделали повыше. Внутри них находится Музей крепостных стен (Museo delle Mura),повествующий об истории римских городских стен. Отсюда, кстати, можно совершить прекрасную прогулку по стене до ворот Porta Ardeatina (Via Cristoforo Colombo). В месте, где от Аппиевой дороги отходит Виа Ардеатина (Via Ardeatina), по левую руку находится церковь Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis?) (169). Библейская легенда гласит, что именно на этом месте апостолу Петру, бежавшему из Рима, явился Иисус Христос. На вопрос Петра: «Господь, куда идешь ты?» («Domine, quo vadis?»), тот ответил: «Иду, чтобы снова меня распяли» («Venio iterum crucifigi»). Услышав это, Петр устыдился и вернулся в Рим, чтобы принять свое мученичество. В церкви находится камень с отпечатками стоп Христа, оставшимися на месте их встречи. По улицам Ардеатина и Сетте Кьезе (Via delle Sette Chiese) можно дойти до катакомб Домициллы (170). Флавия Домицилла была внучкой императора Веспасиана (69-79 гг.) и жила в те времена, когда христиане еще подвергались гонениям. По преданию, она приняла страдания великомученицы (но достоверно известно лишь, что ее сослали на остров Понца). Эти катакомбы, одни из самых обширных в Риме (около 15 км подземных ходов), возникли в IV-V веках н. э. Их интересно осмотреть хотя бы потому, что внутри сохранилось очень много раннехристианских настенных росписей. Катакомбы Каликста (171), названные по имени папы Каликста I, являются самыми протяженными и самыми посещаемыми среди всех христианских подземных кладбищ в Риме. По сей день ученым удалось исследовать лишь около 20 км ходов и примерно 180 000 могил. Как и в других катакомбах, фрески здесь хорошо отражают эволюцию стиля: от римской языческой живописи к языку раннехристианских икон. |