А если вы очень любите модерн, то можно взглянуть еще на дом Агостини (Casa Agostini, via Ariosto 21), дом Дуньяни (Casa Dugnani, via Saffi 9) и дом Кастелли (Casa Castelli, via Revere 5). Однако самое главное тут, безусловно, не модерн, а «Тайная вечеря» Леонардо (Ultima cena или Cenacolo) в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie), точнее – в трапезной стоявшего здесь монастыря (фреска на этот сюжет в обязательном порядке украшала трапезные всех итальянских монастырей). Леонардо начал работать над ней в 1495 году по заказу главного миланского мецената Лодовико Моро. Работа шла целых два года, причем по ходу дела была изобретена совершенно новая техника: художник писал темперой по сухой гипсовой штукатурке. К сожалению, эксперимент оказался неудачным: видеть все цвета сразу, не дожидаясь, пока высохнет основа, и устраивать произвольные перерывы, не задумываясь о состоянии грунта, было, конечно, удобно, но зато краски очень быстро стали разрушаться из-за сырости. «Тайную вечерю» приходится фактически непрерывно реставрировать вот уже много столетий (хотя есть надежда, что последняя попытка закрепить темперу на стене все-таки увенчалась успехом). Так или иначе, техническое нововведение давало Леонардо возможность неделями рыскать по городу, подбирая подходящие типажи для позирования и делая сотни набросков. Ученые до сих пор обсуждают, с кого списан тот или иной персонаж. В Иуде, например, видят то Лодовико Моро, то надоедливого монастырского настоятеля. Посмотреть на «Тайную вечерю» довольно непросто: пускают только тех, кто предварительно заказал экскурсию по телефону и явился за билетом за полчаса до назначенного времени, причем не больше чем по 25 человек одновременно и не дольше чем на 15 минут. Сама церковь Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie), где хранится хрупкая роспись, построена на участке, который подарил доминиканскому ордену граф Вимеркати в 1463 году. Братья заказали проект Джуинфорте Солари, и к 1490 году все было почти готово. Но тут явился Лодовико Сфорца и спутал все карты: ему, видите ли, приспичило именно здесь устроить свой фамильный мавзолей. |