Но, вероятно, статические расчёты привели к тому, что в итоге конь всё же был выполнен в традиционной шагающей позе. Огромная глиняная модель памятника вызвала восхищение гостей уже на свадьбе Бьянки Марии Сфорца (см. выше). Однако до отливки из металла дело так и не дошло: предназначавшиеся для этого 158 000 фунтов бронзы были использованы в 1494 году для изготовления стволов орудий, а модель была разрушена французскими наёмниками в 1499 году: во время оккупации Милана они использовали её в качестве мишени. Современная копия коня без всадника, отлитая из бронзы, с 1999 года стоит перед ипподромом в Сан-Сиро. Атлантический Кодекс Важнейшая из рукописей Леонардо – это Атлантический Кодекс (Codex Atlanticus), хранящийся в библиотеке Св. Амвросия. Он написан примерно в 1478–1518 гг. типичным для Леонардо зеркальным письмом. Его 1119 листов различного формата за несколько веков пережили историю, полную приключений. В XVI веке Помпео Леони, придворный скульптор испанского короля Филиппа II, наклеил их примерно на 400 листов формата 65 x 44 см, используемого для атласов, – отсюда и название кодекса. В 1796 году Наполеон I похитил из Милана все рукописи Леонардо; из них только Codex Atlanticus в 1815 году вернулся назад. Наконец, в XX веке листы были разделены и переплетены в 12 томов. Уже только эта рукопись, содержащая около 1750 рисунков, показывает всю универсальность круга интересов художника и учёного. Здесь можно найти наброски к проектам крепостей, каналов, паровых шлюпок, военных кораблей, летательных аппаратов, орудий и машин для металлообработки и текстильного производства, а также научные трактаты по астрономии, механики, гидравлике, картографии, физике, химии и метеорологии. Кодекс Тривульцио Самая большая ценность библиотеки Тривульцио в замке Сфорца – Кодекс Тривульцио (Codex Trivulzianus). Сборник, содержащий на сегодняшний день всего 51 лист форматом 20,5 x 14 см, относится к периоду примерно с 1485 по начало 1490-х годов. |