Великолепное палаццо (Мауро Кодусси, 1481-1509) входит во все учебники как пример переноса на венецианскую почву (скорее воду) принципов Высокого Ренессанса, выработанных во Флоренции. Приметой стиля является прежде всего упорное изобилие кругов: указание на небо, выраженное в готической стрельчатой арке, уступает место указанию на себя самого, стоящего в центре вещей. Палаццо Вендрамин известно также как место, где в 1883 году умер один из жильцов, снимавший 15-комнатные апартаменты, - Рихард Вагнер, положивший начало распространенной идее о необходимости скончаться именно в Венеции. Следующее палаццо, достойное особого упоминания, - готическое Ка-д Оро (Ca d Oro, 1420-1430-е), которое пользуется репутацией самого красивого на Большом канале (слово "ка" означает "casa", то есть просто дом; Ка-д Оро - "золотой дом"). Если палаццо Вендрамин - гордый объем, то это - плоскость, к тому же изъеденная воздухом. При постройке дом был выложен сусальным золотом и раскрашен ультрамарином и киноварью (самыми дорогими красками того времени); плывущий мимо должен был не верить своим глазам, считая, что перед ним мираж. Для престижа нанята была та же бригада, что работала во Дворце дожей. Здание сменило много владельцев; одним из них оказался князь Трубецкой, в 1847 году подаривший его балерине Тальони. Отставная прима провела в здании жесточайший ремонт, уничтожив внутри все следы готики. С 1927 года здесь располагается музей. Неказистое Ка-да-Мосто (Ca da Mosto), сразу после следующего канала (у него нелепо асимметричная аркада в нижнем этаже), - совершенно обычное палаццо, но очень древнее, XIII века. Хорошо видна структура дома (типичная для выходящего на канал дворца): в нижнем этаже он открыт в воду - там был вестибюль, где складывали семейные гондолы и товары (практически все аристократы занимались бизнесом); на втором этаже ряд окон, соответствующих парадному залу, идущему в глубину; по бокам мелкие помещения для домочадцев и челяди. Такой дворец есть прежде всего автономная хозяйственная единица; пищу и пресную воду запасали на годы вперед. Многие наживались на своей недвижимости: здесь, например, с XV по XIX век была частная гостиница Leon Bianco, где останавливались особы королевской крови, в том числе и цесаревич Павел Петрович с супругой Марией Федоровной (под именем графа и графини Северных). |