По правой стене ближе к выходу завершит вашу экскурсию меланхолическая гробница скульптора Антонио Кановы, сооруженная в 1827 году на деньги, собранные по подписке по всей Европе, по проекту самого Кановы (сделанному для гробницы Тициана в 1794 году и позже реализованному в гробнице Марии Австрийской в Вене). Перед вами триумф чистого искусства, к теме героя и гражданина уже не имеющий никакого отношения. Умер не только Канова - умерла Венецианская республика.
После этого наполеоновская администрация открыла в гигантском монастыре Фрари (под боком у церкви) Государственный архив, где сейчас более 700 миллионов документов. Типы документов много говорят о Венеции: довольно мало мемуаров и хроник (жители сочинять не любили), нет газет, зато масса доносов на соседей и бюрократических реляций. Так, в XVI веке коменданта одной крепости обязывали при сдаче дел - через несколько лет - сказать преемнику определенную формальную фразу, а отсебятина хотя бы в одно слово стоила бы ему гигантского штрафа
Вокруг Фрари
Под стенами Фрари находятся две крупнейшие венецианские Большие скуолы. Одна из них (скуола Сан-Рокко) представляет собой выдающийся памятник живописи и пользуется мировой известностью; другая (скуола Сан-Джованни) - cлавна архитектурой, но туристам не известна практически совсем.
Скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco, лето: пн-вс 9.00-17.30; зима: пн-вс 10.00-16.00. Вход - €5,16) cвязана с именем французского святого Роха, которого почитали по всей Европе как избавителя от болезней и, в частности, чумы (самого Роха исцелил его пес, поэтому они всегда изображаются вместе). В 1485 году венецианцы, которые очень боялись чумы, перевезли мощи Роха к себе, и в городе развился истерический его культ, который сразу же озолотил только что созданную скуолу. Уже в 1489 году она получила статус Большой и заказала новое здание Бартоломео Бону.