Автор этой путаной архитектуры - Антонио Риццо, который перестраивал дворец после пожара 1483 года и до 1498-го, пока не скрылся, присвоив 12 тысяч дукатов. Достраивали фасад уже без него (весь XVI век); почти все, что вы увидите в Дворце дожей, было исполнено именно в XVI веке. Вы поднимаетесь во дворец по скромной Лестнице цензоров (Scala dei Censori), но на втором этаже вас направляют на главную лестницу, Золотую (Scala d Oro), бравурно исполненную архитектором Сансовино в четыре руки со скульптором Алессандро Витториа в первой четверти XVI века. Отсюда начинается осмотр, который делится на три части: частные апартаменты дожа, залы политические и юридические. В апартаментах дожа ничего личного не сохранилось; это просто комнаты с золотыми потолками и скульптурными каминами, где размещены кое-какие экспонаты. Среди последних выделяется "Лев святого Марка" Карпаччо - в Зале Гримани, где висят четыре большие картины на аналогичный сюжет. Нельзя пропустить и картину Париса Бордоне "Усопший Христос, поддерживаемый ангелами" (в одном из последних залов на вашем пути), почти неуместную в этом дутом мире по своей проникновенности. К концу мелькает Беллини ("Мертвый Христос"), но не очень хороший. Коридор Зала философов с портретами мыслителей древности несет в себе тайную конфету для туристов: с обратной стороны выхода на лестницу находится фреска Тициана "Святой Христофор", которую он якобы на спор написал за три дня - что, честно говоря, чувствуется. Фреска находится в таком странном месте, поскольку предназначалась для дожа лично (по этой лестнице он выходил из своих покоев). По Золотой лестнице вы поднимаетесь на этаж выше, в коридоры власти. В вестибюле Atrio Quadrato с потолка нависает живопись, и неплохая: в центральном плафоне мощная "Юстиция" Тинторетто. Далее - Зал четырех дверей (Sala delle Quattro Porte), где послы ожидали аудиенции; здесь тоже росписи Тинторетто, но хуже. Напротив входа огромная картина, ценность которой историческая: она изображает визит юного французского короля Генриха II в Венецию (1574), во время которого венецианцы показали королю, что такое роскошь. |