Но Ручеллаи пошли другим путем: заказали проект архитектору Альберти, который считал, что стиль Микелоццо годится лишь для тиранов и пижонов. Настоящий же дворец должен был, по его мнению, подражать древнеримским образцам. И палаццо Ручеллаи превратилось в изящный коллаж из античных ордеров. Во Флоренции этот опыт так и остался единственным, но в Риме стал предметом повального увлечения в XVI веке. Дворцовая часовня (Cappella Rucellai, вход - с улицы Спада) украсилась фантастически восточными вариациями на тему храма Гроба Господня в Иерусалиме - эдакой архитектурной сказкой из 1001 ночи (Tempietto). Палаццо Антинори Via Tornabuoni 3 Палаццо Ручеллаи Via della Vigna Nuova 18 Все на той же улице Торнабуони возвышается здание, единодушно почитаемое за самый совершенный образец флорентийского ренессансного дворца, - палаццо Строцци (Palazzo Strozzi, Бенедетто да Майано, Якопо Росселли, Кронака, 1489-1523). Чтобы расчистить для него место, пришлось снести около 15 строений, так что в округе три дня стояла пыль столбом. Но как раз в это время вышел закон, на 40 лет освобождавший от налогов всех, кто строился с нуля. Хотя тогдашний глава семейства (тот самый Филиппо Строцци, что заказал себе отдельную капеллу в Санта-Мария-Новелла) в скидках и не нуждался. Его род был в большой дружбе с Медичи, его банк обслуживал королей, а о его состоянии ходили легенды по всей Европе. Палаццо (когда его наконец достроили - через 60 с лишком лет после начала работ) получилось соответствующее. Перед ним даже расчистили специальную площадь - пьяццу Строцци (Piazza degli Strozzi), настолько просторную, что туда поместились даже конные состязания. На эту же площадь выходит и предыдущая фамильная резиденция так называемое палаццо Строццино (Palazzo Strozzino, 1458-1465), возведенное Микелоццо и Джулиано да Майано двумя десятилетиями раньше. В XX веке палаццо поменьше отошло банку, а то, что побольше, государству. Сейчас там (раз в два года) проходит антикварная ярмарка, а в неярмарочные дни устраиваются выставки. |