Старая немецкая и фламандско-голландская живопись: «Автопортрет» Альбрехта Дюрера (1471–1528) не менее знаменит, чем его «Адам и Ева». Это первый автопортрет, написанный к северу от Альп, свидетельство гордости этого успешного, элегантно одетого художника. В картине «Источник милости» Яна ван Эйка (ок. 1390–1441) очень сильны отголоски его главного творения, «Гентского алтаря» в бельгийском городе Генте, признанной вершины старой голландской живописи. Полотно «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена (1399–1464) было любимой картиной Филиппа II. В нём впечатляет богатая гамма выражений на лицах, исполненных глубокой скорби. Квентин Массейс (Метсейс; 1466–1530) в картине «Ecce Homo» («Се человек») запечатлел одну из сцен страстей Христовых. Лица толпы, изображённые в откровенно карикатурном виде, побуждают всмотреться в эту картину внимательнее. К числу главных представителей старой голландской школы живописи принадлежит также выходец из Германии Ганс Мемлинг (1433/1440-1494). Его картина «Поклонение волхвов», центральная часть триптиха, обнаруживает большую точность в деталях и стремление передать пространственную глубину. «Триумф смерти» в представлении Питера Брейгеля-старшего (ок. 1525–1569) истребляет весь род людской, богатых и бедных, королей, святых отцов и крестьян. Всемирно известна крупнейшая коллекция работ Иеронима Босха (ок. 1450–1516), хранящаяся в Прадо. Его картины, насыщенные символами, вызывающие множество споров, изобилуют деталями. Они мастерски прописаны в «Саду земных наслаждений», картине, которую можно истолковать и как предостережение от смертного греха сладострастия, и как утопическую мечту о любовном рае. Примечательна и картина «Воз сена», где Босх в очень символической форме развивает тему жадности, доводящей человека до сумасшествия. |