Пожалуй, самая провокационная мозаика – и, во всяком случае, излюбленный сюжет почтовых открыток и плакатов из Пафоса – это «Леда и лебедь», представляющая королеву Спарты в скудных одеяниях и влюблённого Зевса в образе лебедя. Художественный уровень всех этих сцен чрезвычайно высок, они исполнены с невероятным богатством красок и большой выразительностью. Найденные монеты подтверждают, что эти мозаики были созданы во второй половине IV века, т. е. во время, когда христианство уже было признанной религией. Но они всё ещё прославляют языческие римские сказания. Ниже современного маяка лежат руины Одеона, Агоры и храма Асклепия. Возможно, здесь когда-то находился акрополь, как позволяют предположить и другие фундаменты, относящиеся к греко-римскому периоду. Севернее маяка видны протяжённые остатки эллинистической городской стены, а также насыпь и перекинутый через ров каменный мост. В полукруге Римского одеона , построенного во II веке, после реставрации одиннадцати рядов (из первоначальных 25) могут разместиться 1200 зрителей. С верхних рядов открывается хороший вид на орхестру и сцену, которые оказываются удачной сценической площадкой во время летних представлений. Далее к югу – ниже Агоры (рыночной площади) – когда-то возвышался Асклепион , римский храм бога медицины Асклепия и одновременно медицинский центр, который славился своим лечением при помощи голодной диеты. Руины крепости Саранда Колонес (Saranda Kolones) хорошо заметны возле улицы Кириаку Николау (Kyriakou Nikolaou Street) и доступны для осмотра в любое время. Эта крепость, построенная Лузиньянами в начале XIII века (вероятно, на месте более старого византийского здания), была окружена стеной трёхметровой толщины. В 1222 году её почти полностью разрушило землетрясением. По дороге к порту лежат руины раннехристианской базилики Панайя Лимениотисса (Panayiá Limeniotissa) , или «Богородицы Портовой». В 653 году она пострадала от арабов, а в 1153 году была разрушена землетрясением. |