XIX в. В архитектуре Наполеоновской империи господствующим остался неоклассицизм, который получил название ампира (от Empire — "империя"). По заказу императора столица украшалась помпезными сооружениями, прославляющими победы Великой армии: триумфальная арка площади Карузель (1808, арх. Ш. Персье и П. Фонтен), церковь Мадлен (1814, арх. Виньон). К середине века в моду входит эклектика — произвольные заимствования из стилей разных эпох. Возникают псевдо- (или нео-) готика, псевдовизантийский и неогреческий стили. Здание Парижской оперы — один из наиболее ярких образцов архитектурной эклектики (1875, арх. Ш. Гарнье). Огромную роль в развитии градостроительства играют реконструкции городов — так, согласно проекту префекта Парижа барона Османа сносятся старые кварталы, прокладываются широкие проспекты и бульвары. На рубеже веков рождается стиль модерн (ар-нуво) — последний всплеск архитектурной мысли уходящей эпохи, где властвуют асимметрия и криволинейные формы, буйная орна-ментальная фантазия и строгая выверенность настоящего стиля (Э. Гимар — входные павильоны в парижское метро, особняк "Кастель Беранже"). XX в. "Возврат к стилю" в понимании архитекторов-авангардистов первой половины XX в. — это строгая простота геометрических объемов, почти полный отказ от декора. Господствуют рационализм и конструктивизм. Высшим проявлением функционализма и пуризма в архитектурной эстетике столетия стало творчество Ле Корбюзье (1887-1965). Архитектуру последних десятилетий XX в. отличает традиционная для французов смелость вторжения в сложившуюся историческую среду. Деловой район Дефанс с огромной прямоугольной аркой и небоскребами, Центр Пом- пиду (или Бобур), стеклянная Пирамида во дворе Лувра, Новое здание Оперы на площади Бастилии — и каждое сооружение повторяет судьбу Эйфеле- вой башни: критики ломают копья, публика рукоплещет или возмущается... Но проходит время, и пришелец становится неотъемлемой частью городского пейзажа, к которому прокладывают тропы неугомонные туристы. |