Пигаль вновь обращается к барочной театральности (надгробие маршала Саксонского). Блестящий мастер реалистического скульптурного портрета — Ж. Гудон (портреты Вольтера, Бюффона, Вашингтона).
Скульптура XIX в. Бурное строительство благоприятствует развитию монументальной скульптуры: Ф. Рюд украшает рельефом "Марсельеза" (1836) Триумфальную арку на площади Звезды; Ж.-Б. Карло помещает горельеф "Танец" (1868) на фасад Оперы Гарнье. Ведущими жанрами продолжают оставаться портрет и надгробный памятник (П.-Ж. Давид д'Анже, Ж.-Б. Карпо, Ж. Далу, П.-А. Бартоломе). Гениальный мастер Огюст Роден, обладавший мощным пластическим и лирическим темпераментом, в своем искусстве провозглашал свободу от академических условностей ("Мыслитель", "Поцелуй", "Граждане Кале").
Скульптура XX в. проделала общий для всех пластических искусств путь: от уже ставших классиками А. Бур деля (рельефы театра Шанз-Элизе) и А. Май- оля ("Помона", "Флора") до всевозможных форм абстракции послевоенных десятилетий. Для конца XX в. характерно активное внедрение скульптуры в городскую пространственную среду площадей, парков и садов (черно-белые колоннады во дворе Пале-Руаяля, фонтан Стравинского возле Центра Пом- пиду в Париже).
ФРАНЦИЯ в ЛИЦАХ
ВЕРЦИНГЕТОРИГ (ум. 46 до н. э.). Первый национальный герой Франции. В 52 г. до н. э. поднял восстание галлов против римских легионеров. Вернувшийся из Рима Цезарь быстро овладел ситуацией, и осажденный в крепости Алезья Верцингеториг был вынужден сдаться вместе со своим войском в 800000 человек. Спустя несколько лет он был задушен в римской тюрьме.