К юго-западу от библиотеки находится церковь Сен-Рош (Saint-Poch), возведенная по проекту Ж. Лемерсье; первый камень заложил Людовик XIV в 1653 г. В XVIII в. пристроили капеллы, в которых покоятся останки П. Корнеля, А. Ленотра и Д. Дидро. Интерьер украшают произведения искусства, перенесенные сюда из несохранившихся церквей и монастырей. Церковь славится хорошей акустикой, здесь проводятся концерты органной музыки. Далее по самой старинной улице Парижа — Сент-Оноре (rue Saint-Honore), существовавшей уже в XII в., можно выйти к пл. Вандом (pl. Vendome). Эта великолепная восьмиугольная площадь носит имя жившего неподалеку герцога Вандомского. Площадь спроектировал в 1687-1720 гг. архитектор Ардуэн-Мансар специально для того, чтобы создать достойное обрамление для конного памятника Людовика XIV. Памятник простоял до революции; восставший народ сбросил его и воткнул на этом месте пику. Наполеон поставил на площади колонну, отлитую из бронзы трофейных пушек (австрийских и русских, захваченных при Аустерлице), а чуть позже на вершину монумента водрузили статую самого полководца. Через два года ее заменили копией статуи Генриха IV, а в 1863 г. колонну снова увенчала фигура Наполеона, которая украшает Вандомскую площадь по сей день. В остальном же площадь сохранила свой первоначальный вид. На площади разместились знаменитые ювелирные и меховые магазины, здесь же находится знаменитый фешенебельный отель Ритц. К северу от Вандомской пл. находится пл. Оперы (pl. de l'Opera), на которой располагается крупнейший в мире оперный театр, построенный по проекту Гарнье в конце XIX в. — Опера Гарнье. Строительство театра началось в 1862 г. Говорят, что для возведения здания потребовалось 33 километра (!) архитектурных чертежей. На этапе закладки фасада обнаружилось серьезное препятствие — подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом. Пришлось укреплять почву и сооружать огромный бетонный резервуар для воды. Сцена театра находится прямо над ним. Факт существования так называемого подземного озера писатель Г. Леру взял за основу романа «Призрак Оперы». |