Только в обществе раскрываются в полной мере совершенства человеческой натуры30. Наука — философия, этика и, особенно, политика— должна служить обществу — таков главный смысл гуманистического образования, таков долг каждого ученого. Сам Бруни с честью выполнял гражданский долг на посту канцлера Флорентийской республики (он бессменно занимал эту должность с 1427 по 1444 г.). Будучи убежденным сторонником республиканского строя, Бруни посвятил наиболее значительные свои сочинения — «Похвала городу Флоренции» и «История Флоренции» — прославлению Флорентийской республики, подчеркивая преимущества демократии перед тиранией. «Нет другого места на земле,— восклицает Бруни в «Похвале городу Флоренции»,— где была бы большая справедливость, нигде в другом месте не проявляется больше свободы и нет столь равного положения высших и низших». В этом патриотическом трактате, написанном в разгар борьбы Флоренции с Миланом, Бруни явно идеализирует флорентийскую демократию. Но эта идеализация не была данью политическому моменту: позже, когда конфликт разрешился в пользу Флоренции, Бруни сохранил убеждение, что законы Флорентийской республики являются идеалом подлинной демократии. Вот рассуждения Бруни из его письма от 1413 г.: «Основанием нашего правления является равенство граждан... Все наши законы направлены только к тому, чтобы граждане были равны, так как только в равенстве коренится действительная свобода. Поэтому мы устраняем от управления государством самые могущественные фамилии, чтобы они не стали слишком опасными благодаря обладанию публичной властью. Поэтому мы установили, чтобы санкции против нобилей были самыми тяжелыми». Очевидно, Бруни имеет здесь в виду «Установления справедливости»; но действительность начала XV в. существенно расходилась с политическими принципами, закрепленными после победы над грандами. Время Бруни — это период утверждения во Флоренции олигархии, а затем и тирании при видимом сохранении всех республиканских институтов. |