Далее к северо-западу по Тигру лежали области Забдикена, Арзанена, Нисибин на реке Хабур, называвшийся «по-сирийски Бет-Арбайа, Софена (совр. Диярбакыр), Эдесса или Осроена (совр. Урфа) управлявшаяся арабскими царями из династии Абгара. В I в. н. э. владения Абгаридов должны были включать большинство названных областей по Тигру, так как Плиний (VI, 31, 129) говорит, что арабские племена orroei и adiabeni граничат друг с другом. Если область, позднее называемая в сирийских источниках Бет-Нохадре, соответствует Адиабене (или западной ее части), то мы можем рассматривать титул nahodar «префект, управитель» как парфянское обозначение царя Адиабены. В пустыне между Тигром и Евфратом находился укрепленный город Хатра, последовательно отразивший несколько попыток римлян захватить его. Ардашир I, первый сасанидский царь, также не сумел подчинить этот город. Хатра покорилась только Шапуру I, причем после завоевания город опустел. Как и в Эдессе, в Хатре правили арабы — племена пустыни заняли этот город в I в. до н. э. Из царей Хатры наиболее знаменит Санатрук, его имя долго жило в арабской традиции. Благополучие Хатры, как и Пальмиры, должно было основываться на транзитной торговле. Раскопки города обнаружили ценные памятники искусства, относящиеся к парфянскому периоду. Область между Тигром и Иранским нагорьем к северо-востоку от Ктесифона называлась по-сирийски Бет-Гарме; ее центром был город, соответствующий современному Киркуку. Мы знаем о царе Киркука, который присоединился к Ардаширу, когда тот выступил против парфян, но других известий о царстве в области Бет-Гарма не сохранилось. И. Маркварт связывал династию, правившую в Киркуке, с домом Изата в Адиабене, но это не более чем гипотеза. Последняя столица парфян, которая, видимо, служила им зимней резиденцией,— Ктесифон, расположенный на берегу Тигра, напротив Селевкии. Этот город после взятия его парфянами значительно разросся, так что не уступал Селевкии Ч Вологез I построил новую столицу—Вологезакерт — дальше к северу по Тигру, но в качестве столицы этот город вряд ли пережил царствование его основателя. |