Примечательно, что преемник Шапура — Хормизд Ардашир и другой его сын, будущий царь царей Нарсе, упомянуты среди тех членов царско'й семьи, для которых Шапуром были установлены особые огни, тогда как еще один сын Шапура — Варахран, царь Гиляна, не удостоился такой чести. Право Хормизда Ардашира (Хормиз-да I) на престол никем не оспаривалось, и он продолжал политику Шапура. Хормизд правил недолго. Его преемником стал Варахран, известный в мусульманской традиции как Бахрам. При Варахране происходят перемены в религиозной политике (о них пойдет речь ниже), как, вероятно, и в других областях жизни страны. К сожалению, источники сообщают очень мало об этом периоде сасанидской истории, а мусульманская традиция не содержит.и намека на важные перемены и трудности, с которыми встретился Варахран. Ему наследовал его сын, носивший то же имя (Варахран II) и царствовавший в течение 17 лет, после чего на трон вступил Варахран III, -сын Варахрана II. С этого момента начинается полоса междоусобиц. Нарсе, сын Шапура, уже давно достигший зрелого возраста, восстал и захватил трон. Среди акций Нарсе особо должна быть отмечена одна: он уничтожил в Бишапурской надписи на рельефе имя Варахрана I, заменив его своим именем. И это, и терпимость Нарсе к манихейству, в чем он следовал своему отцу, косвенно указывают на какие-то перемены в политике, происшедшие в правление Варахранов. При Нарсе римляне вернули себе утраченный престиж и часть земель, так что дальнейшие отношения их с Сасанидами строятся на основе равновесия сил. Са-санидская держава была теперь больше занята внутренними делами, чем внешними. Взаимоотношения крупных феодальных владетелей и царя царей оставались сложными, но некий modus Vivendi был достигнут: знать признала свою вассальную зависимость от дома Сасана. |