Учреждение их мы не можем приписать Иоанну: они существовали прежде и, без сомнения, возникли сначала вследствие татарских отношений; в завещании своем Иоанн говорит:
«Сын мой Василий в своем великом княжении держит ямы и подводы на дорогах по тем местам, где они были при мне». Из грамоты новгородского владыки Геннадия к митрополиту узнаем, что гонцы из Москвы в Новгород приезжали в три дня.
В нравственном состоянии русского общества и, во-первых, в сфере
церковной в правление Иоанна III видим любопытные явления, относящиеся к
определению отношений между властию церковною и гражданскою и к стремлению
улучшить нравственное состояние духовенства и мирян. В 1464 году митрополит
Феодосии оставил митрополию и удалился в Чудов монастырь; тогда великий
князь послал за братьями своими, князьями удельными, за всеми епископами,
архимандритами и игумнами, и когда они собрались, то изволением великого
князя, братьев его и всех епископов избран был в митрополиты суздальский
епископ Филипп; которые же епископы лично не присутствовали, те прислали
соизволительные грамоты; таким же образом избраны были и преемники Филипповы
- Геронтий и Симон; на поставлении последнего, когда совершилась
божественная служба и приспело время возвести новопоставленного на
митрополичье место, великий князь обратился к нему с такою речью:
«Всемогущая и животворящая Святая Троица, дарующая нам государство всея Руси, подает тебе сей святой, великий престол архиерейства, митрополии всея Руси рукоположением и священием святых отцов архиепископов и епископов нашего Русского царства. Отче! Прими жезл пастырства и взыдь на седалище старейшинства святительского во имя господа Иисуса Христа и пречистой его матери; моли бога и пречистую его матерь о нас, о наших детях, о всем православии, и да подаст тебе господь бог здравие и долгоденствие на многие лета!» Дьяки запели: «Ис полла ети деспота» митрополиту, который отвечал Иоанну: «Самодержавный владыко государь! Всемогущая и вседержащая десница вышнего да сохранит богопоставленное твое царство мирно, да будет твое государство многолетно и победительно со всеми повинующимися тебе христолюбивыми воинствами и прочими народами; во все дни живота твоего здрав буди, добро творя на многа лета». |