С выделкою ору-жия в древности соединяли всегда понятие о мудрости, хитрости; в север-ных преданиях оружие куют обыкновенно карлы - волшебники; эти существа лишены материальной силы, и, несмотря на то, оружие, произведение их ис-кусства, их духовной деятельности, делают героев непобедимыми. Но должно заметить, что одну животненную силу и единоборство любят употреблять преимущественно восточные варвары: так, печенеги вызывают на едино-борство русского; так, Редедя, князь касожский, вызывает Мстислава; ази-атские понятия высказываются в том, что вожди в поединках рискуют счас-тием, свободою семейства и подданных. Высшую богатырскую природу, высшие стремления выставляет Европа, Русь в лице Святослава. Предание не гово-рит об его страшной физической силе, оно говорит о крепости духа, кото-рая заставляла тело переносить всякого рода лишения; это герой дея-тельности, движения: он ходит легко, как барс; он противоположен тем сказочным богатырям, которые не двигаются от избытка материальной силы. Святослав собственно не богатырь; он вождь дружины, которая похожа на него; он любит оружие, он отказывается от поединка с Цимисхием; он пер-вый между дружинниками бьется в челе их, но не отделяется от них, не су-ществует без них, живет и умирает с ними. Святославу вторит Вышата: «Жив ли буду - с дружиною, погибну ли - вместе с нею». Вообще в преданиях, занесенных в летопись, без труда можем заметить эту борьбу Востока с За-падом, Азии с Европою: борьба происходит за Доном, часто за Днепром, подле самого Киева, но везде видим характеристические черты борющихся сторон: со стороны Азии выходит громадный печенег, со стороны Руси - Ян Усмошвец, человек по наружности очень обыкновенный, незначительностью своего вида возбуждает насмешки великана, но побеждает его. Редедя, князь касожский вызывает Мстислава на поединок, Мстислав чувствует уже, что противник одолевает его, и, однако, русский князь побеждает азиатца, побеждает духовною силою, верою. |