Вот почему мы видели, что новгородцы живали в большом числе в Киеве, где у них была своя церковь или божница св. Михаила, которая, как видно, была около торговой площа-ди. Много новгородских купцов бывало всегда и в Суздальской волости; Ми-хаил черниговский, отправляясь из Новгорода, выговаривает, чтоб новго-родцы пускали к нему гостей в Чернигов. О важности греческой торговли, средоточием которой был Киев, нам не нужно много распространяться после того, что было сказано о ней при обозрении начального периода: известный путешественник жид Вениамин Ту-дельский нашел русских купцов и в Константинополе, и в Александрии. Но любопытно, что летописец нигде не упоминает о пребывании греческих куп-цов в Киеве, тогда как ясно говорит о пребывании купцов западных, ла-тинских; очень вероятно, что греки сами редко пускались на опасное пла-вание по Днепру чрез степи, довольствуясь продажею своих товаров русским купцам в Константинополе; Вениамин Тудельский говорит о византийцах, что они любят наслаждаться удовольствиями, пить и есть, сидя каждый под ви-ноградом своим и под смоковницею своею. Из слов Кузьмы Киянина, плакав-шегося над трупом Андрея Боголюбского, узнаем, что гости из Константино-поля приходили иногда и во Владимир Залесский; но Плано-Карпини также говорит, что в Киев и после монгольского нашествия приезжали купцы из Константинополя, и, однако же, эти купцы сказываются италианцами. Из иностранных известий видно, что в Киеве живали купцы из Регенсбурга, Эм-са, Вены. Нельзя предполагать, чтоб в описываемое время пресеклись тор-говые сношения с Востоком: под 1184 годом в летописи встречаем известие, что князья наши, отправившись в поход на половцев, встретили на дороге купцов, ехавших из земли Половецкой. Мы не думаем, чтоб здесь непременно нужно было предполагать русских купцов, торговавших с половцами: купцы эти легко могли быть иностранные из восточных земель, шедшие в Киев, чрез Половецкие степи. |