Более того, свойственному Демет-рию интересу к науке и культуре обязано своим рождением одно из самых замечательных достижений античной цивилизации — учреждение, правда, уже в чужой стране и под ауспициями и на счет другого царственного патрона, первого государственного научно-учебного центра — Александрийского Мусейона с примыкавшей к нему знаменитой библиотекой. Этот эпизод заслуживает внимательного рассмотрения, поскольку он достойно венчает общественную деятельность Деметрия Фалерского и ярко иллюстрирует, так сказать, перетекание традиций классической эпохи в мир эллинизма. Однако, чтобы по достоинству оценить названное совместное свершение двух автократов, бывшего — Деметрия Фалерского и пребывавшего тогда у власти — Птолемея I, необходимо начать несколько издалека и пояснить назначение и характер древних очагов учености, так называемых Мусейонов, а вместе с тем и самое своеобразие научной подготовки или, если угодно, высшего образования в классической древности. Античная цивилизация характеризовалась высоким уровнем духовной культуры — это очевидная истина. Важно, однако, заметить, что основой этой замечательной культуры было соответствующее высокое развитие образования и науки, опиравшееся, в свою очередь, не только на индивидуальные свершения ученых, но и на достаточно разработанные организационные формы, на своего рода учебно-научные центры, контуры и судьба которых, при всем историческом своеобразии, напоминают явления нового времени. Особого внимания заслуживает, в частности, развитие в античном мире специальных философских школ, освященных именем Муз и потому называвшихся Мусейонами, этих прообразов университетов нового времени. Но более всего интересна и поучительна их трансформация в поздний эллинистическо-римский период из частных учреждений в государственные институты. Мы полагаем поэтому, что наше обращение к истории античных Мусейонов будет небесполезно в контексте современных дискуссий о судьбах высшего образования, тем более что отечественная историография, в отличие от зарубежной, не может похвастаться богатством исследований на эту тему. |