В западной историографии мы прежде всего можем опереться на небольшую, но очень содержательную статью немецкого антиковеда Вальтера-Хатто Гросса в известном лексиконе «Der Kleine Pauly». Для более обстоятельных справок полезно обращение к более ранней работе тоже немецкого специалиста Мюллер-Граупы в фундаментальном справочном издании «Pauly's Realencyclopaedie der classischen Alter-tumswissenschaft». Наш очерк мы построим по следующему плану. Во-первых, остановимся на общем понятии Мусейона; во-вторых, рассмотрим первые примеры Мусейонов, определившихся в качестве высших философских школ, впрочем, вполне еще частного характера (мы имеем в виду платоновскую Академию и аристотелевский Ликей); в-третьих, постараемся воссоздать облик Александрийского Мусейона как первого в своем роде государственного института научно-учебного назначения. Общее понятие Мусейона. В классической древности каждое место, на котором почитали Муз, называлось «Мусейон» . Вершины гор, рощи, гроты, всегда оборудованные алтарем, реже — храмом, были столь типичными Му-сейонами, что Плиний Старший обозначает этим словом даже сооружавшиеся в домах искусственные гроты (N. h., XXXVI, 154). Поскольку Музы представляли идею божественного происхождения всякого пения и сказания, мусическое искусство было существенной частью общего образования. Вследствие этого Мусейонами назывались как вообще жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь (Paus., IX, 31, 3), так и специальные школьные праздники , а в позднем греческом языке так обозначались даже сами школы. Платон называет Мусейонами даже учебные книги, а именно сочинения софиста Пола из Акраганта по риторике. Мусейон как частное сообщество ученых почитателей Муз. Из связи Мусейона как святилища Муз и как учения (или места для учения) объясняются Мусейоны философов — религиозно-ученые сообщества, объединенные общим почитанием Муз. Возможно, первым примером такого философского Мусейона был Союз пифагорейцев в Кротоне (рубеж VI—V вв. до н. э.), если, конечно, доверять имеющейся на этот счет поздней и не совсем надежной традиции. |