Технику обработки этих полей («джессур») здесь можно оценить даже лучше, чем на нагорье Матмата. Действительно, плотины на полях не позволяют ливням смывать плодородный слой почвы, а с другой стороны, пропускают драгоценную влагу через особые отверстия на поля, лежащие ниже. Многие поля настолько малы, что на них может уместиться одна финиковая пальма и одно оливковое дерево. Постепенно растительность становится все более и более скудной. На поверхности трассы, идущей строго в северо-западном направлении, появляются первые песчаные наносы. Барханы начинают формироваться у малейшего препятствия; высохший кустарник – это последние остатки растительности. На 55-м километре, посреди безрадостных пустынных пейзажей, трассу пересекает прямая как стрела, уходящая на север «автострада пустыни». Трасса, идущая вдоль нефтепровода, соединяет области нефте– и газодобычи юга Туниса с перевалочным пунктом портом Скира ( Skira ), находящимся к северу от Габеса. По ту сторону от перекрестка видны отроги Большого Восточного Эрга и обелиск, воздвигнутый (в 12 км от пересечения с «автострадой пустыни») в память о героическом марше французского генерала Леклерка. Этот марш в 2000 км был совершен генералом из далекого Чада в Тунис, где его корпус в 1943 г. ударил в тыл итало-германским войскам. Вдали можно разглядеть темную зелень оазиса Ксар Гилан ( Ksar Ghilane ), 85 км. Оазис представляет собой поселок из нескольких домиков с плоскими крышами, общего для всех жителей сада овальной формы, зелень которого резко выделяется на фоне песков, и нескольких кемпингов, в которых в разгар сезона группы туристов ночуют в разбитых для них бедуинских палатках. Наименованию «Ксар» оазис обязан крепости, построенной французами среди песков. Находящаяся на расстоянии нескольких километров от оазиса, она подобно миражу парит над золотисто-желтыми песками Эрга. Добраться до нее можно только пешком или верхом на верблюде (при этом необходимо запастись прочной обувью). |