Часть бывших дворцовых садов превращена в уютный Ботанический сад (Orto Botanico) , который простирается до самого подножья холма Джаниколо. В этом саду 8 оранжерей и около 3500 видов растений. Вход в него расположен в конце улицы Корсини (Via Corsini), на площади Ларго Кристина ди Свеция (Largo Cristina di Svezia), названной в честь шведской королевы, которая в 1659-1689 гг. жила во дворце Корсини. Утица Лунгара (Via della Lungara) ведет до ворот Септимия (Porta Settimiana) . Сквозь арку, которая в античные времена находилась недалеко от терм Септимия Севера, вы попадаете в самое сердце Трастевере. Церковь Санта Мария делла Скала (Santa Maria della Scala) , стоящую справа сразу после арки, построили для чудотворной иконы Божьей Матери, написанной под наружной лестницей одного из домов в Трастевере. Отсюда и название церкви, которое можно перевести дословно как «Святая Мария от лестницы». Теперь эта икона находится над алтарем в левом поперечном нефе и окружена многочисленными знаками почитания от верующих. В честь Богоматери освящена и базилика этого района, Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere) с романской колокольней (Campanile). Она стоит в том самом месте, откуда в 38 году до н. э. забила струя нефти. Нефть приняли за масло, а позднее первые христиане истолковали это событие как предзнаменование скорого пришествия Спасителя. Торжественно убранный зал церкви – это типичная базилика раннехристианского стиля, многие элементы которой взяты из разрушенных античных храмов. Жемчужина церкви –мозаики в апсиде хоров. На своде изображена Дева Мария и Иисус Христос, восседающие на троне и нежно обнимающие друг друга. Этот мотив был использован здесь впервые. Он свидетельствует о небывалом всплеске культа Девы Марии, который охватил всю Европу в XII веке. Мозаики еще сохраняют все признаки византийского стиля: действующие лица изображены плоскими, застывшими, без пространственной перспективы. Их полная противоположность – мозаики Пьетро Каваллини в области окон. Они выполнены в греческом стиле, который стал настоящим художественным прорывом и доминировал в искусстве в его время (1291 г.). Житие Девы Марии изображено со знанием приемов перспективы, с объемными фигурами и живыми жестами. |