Сегодня эти волюты напоминают скрученные пожарные шланги, и кажется, они вот-вот развернутся и брызнут во все стороны оргиастическим фонтаном. Эта очень католическая архитектура (мотив коронации Марии в православной иконографии не встречается) всегда пользовалась огромным успехом в России благодаря своему византийскому происхождению и огромному заряду мечты, который в ней заложен.
Салюте посвящен особый праздник - 21 ноября; еще и в наши дни тысячи людей переходят в этот день Большой канал по наведенному мосту, чтобы попросить у Богоматери защиты для заболевших близких (моленная икона - критская, XII века, и считается чудотворной). Только в этот день можно увидеть церковь, какой ее нарисовал Лонгена: с широко распахнутыми дверями, откуда люди вступают прямо в центр - в лоно Марии. Обычно вход сбоку, а подкупольное пространство закрыто. Архитектура внутри главенствует над живописью, которая довольно посредственна (на стенах картины Луки Джордано XVII века, при входе в сакристию позднее "Преображение" Тициана). Чуть лучше живопись в сакристии: ранний алтарный образ Тициана ("Святой Марк со святыми", 1510) и три его плафона 1540-х годов ("Давид и Голиаф", "Авраам и Исаак" и "Каин и Авель"), а также "Брак в Кане" Тинторетто (1561), где резкая перспектива свидетельствует о стремительном наступлении чуда (на этом пиру Христос превратил воду в вино).
От Салюте, переступив через студенток художественных вузов с альбомами на коленках, можно было бы выйти к стрелке острова (Punta della Dogana), но вот уже много лет этому мешает реставрация набережной. Пока только с воды можно увидеть Морскую таможню (Dogana di Mare), театральную декорацию работы инженера Джузеппе Бенони (1677-1682).37
Вдоль Дзаттере
Длинная широкая набережная между таможней и портом идеальна для прогулок философов, тренировок бегунов и безумств больших собак (их в Венеции можно встретить только здесь). В прошлом она была местом разгрузки товара: Дзаттере (Zattere) означает "плоты". Сегодня о них напоминают многочисленные наплавные рестораны.