Здесь всегда солнце, а утром и вечером фотогеничные длинные тени. Отдельные куски Дзаттере имеют свои названия. От таможни идет Дзаттере-аи-Салони (Zattere ai Saloni), но если тут и есть салоны, они прячутся за зеркальными стеклами; на самом деле имеются в виду соляные склады, серьезный источник дохода республики. Помимо соли в этом квартале хранился и человеческий материал - здесь были приюты (а скорее тюрьмы) для рабов с Востока, которых готовили к обращению в христианство. О них напоминает название Rio TerrИ dei Catecumeni, "улицы неофитов". Длинное желтое здание с белым фронтоном (N108) построено Джорджо Массари в 1727 году и до XIX века было окружено рвами со всех сторон, пребывая в строгой и живописной изоляции. Дальше по Дзаттере - те самые соляные склады (нынешнее здание XIX века) и открыточный вид на узкий Rio della Fornace, на правой стороне которого, в розовом домике с альтаной (N252), квартировал английский поэт-авангардист и музыкальный критик Эзра Паунд. Паунд пользуется безупречной литературной и неоднозначной политической репутацией - после того как поддерживал фашистский режим и за это провел годы в тюрьме. Дальше по набережной, за непримечательной церковью Святого Духа (Spirito Santo) XVI века, идет кусочек, который почему-то не называется Дзаттере - вы увидите ту самую надпись "Fondamenta degli Incurabili", "Набережная неисцелимых", которая в свое время поразила Бродского и дала название его эссе. Весь квартал занимает каре Каза-дельи-Инкурабили (Casa degli Incurabili), приюта для неисцелимых (больных сифилисом) постройки Сансовино (XVI век). Как обычно в Венеции, здание совмещало функции больницы, приюта и публичного концертного зала. Неотъемлемой частью Дзаттере является и вид на Джудекку, отделенную широким каналом, - это единственное место в Венеции, бередящее память о Неве, прежде всего о Васильевском острове, и неудивительно, что оно так тронуло Бродского. Джудекка застраивалась как роскошный задник, театральный вид; прежде всего к нему приложил руку Палладио, нарисовавший главные фасады этой божественной линии - скульптурный Сан-Джорджо на острове слева, плоскую бумажную Дзителле чуть правее, куб Иль-Реденторе еще дальше вправо. |