Перед вами храм, в котором солидарно и кротко, плечом к плечу, покоятся высшие слуги республики. Перед ним, в стороне, возвышается один, самый дерзкий, сумевший беззаконно вырваться в мир личной славы, - но, кажется, между ним и храмом еще натянут невидимый канат. Напрягшись и нагло выдвинув плечо, он стоит в стремени, на высоком и узком пьедестале. Памятник кондотьеру Коллеони работы Верроккьо (1481) - один из величайших конных монументов мира, и даже если он вам знаком по Пушкинскому музею, здесь вы его увидите впервые - в контексте венецианских представлений о человеке и обществе. Как вы могли заметить, в Венеции нет памятников (если есть, то XIX века): здесь не доверяли индивидуалистам. Республика, как если бы она постоянно находилась в открытом море, делала ставку на коллективную дисциплину. Когда в XIV веке Венеция начала захватывать территории на суше (что, по мнению историков, в конце концов и привело к ее гибели), она стала использовать кондотьеров - полководцев-наемников (все адмиралы были только венецианцами), потенциальных предателей. Одним из самых успешных был Коллеони. Гражданин Венеции, он не раз перебегал на сторону Милана и обратно и наконец в 1450-е годы осел в Венеции, где уже не работал (наступил мир). К концу жизни он обладал состоянием, сравнимым с капиталом крупнейшего банка. Зная, что после его смерти все могут конфисковать, в 1475 году он завещал Венеции половину (на защиту от турок) - с условием, что ему поставят памятник перед Сан-Марко. Смириться с этим было для республики невозможно, и покойника обманули, поставив ему памятник перед скуолой Сан-Марко (здание слева от храма). Церковь Санти-Джованни-э-Паоло, или, на венецианском диалекте, Сан-Дзаниполо (San Zanipolo, пн-сб 7.30-12.30, 15.30-19.00, вс 15.00-18.00), посвященная не апостолам Иоанну и Павлу, а одноименным мученикам IV века, была основана доминиканцами в 1246 году на болотистом краю города. Нынешнее здание церкви (1333-1430, выдающийся мраморный портал Бартоломео Бона 1460 года) - суровый готический храм, типично "мужской" по сравнению с его альтер эго на другом берегу, такой же знаменитой, но по характеру более "женской" церковью Фрари. |