Посреди Сан-Дзаниполо тоже была галерея для монахов, как во Фрари, но в XIX веке ее разрушили, и теперь целеустремленность готического колосса подчеркнута еще больше. В таком храме доминирует скульптура, а не живопись, история, а не искусство - здесь нет места милости, только долг. У стен церкви стоит памятник Бартоломео Коллеони, столь же известный в Венеции, как Медный всадник в Петербурге. Один из немногих дошедших до нас конных памятников Ренессанса был воздвигнут в 1481-1488 годах флорентийским скульптором Aндреа Вероккьо, учителем Леонардо да Винчи. Подобная честь имеет под собой чисто венецианскую подоплеку. Коллеони был кондотьером, начальником над наемниками на службе у Республики. Не то чтобы Сенат был восхищен его героизмом или он пользовался особой популярностью у народа, но еще при жизни Коллеони захотел себя увековечить в столь славном городе, как Венеция. Нажившись на многочисленных войнах, он предложил Сенату полмиллиона дукатов в обмен на то, что после его смерти ему будет поставлен памятник у стен собора Сан-Марко. Сенат, как всегда испытывавший нужду в деньгах, согласился. Однако Совет десяти решил, что памятник на главной площади будет Коллеони не по рангу, и, воспользовавшись тем, что в договоре было написано у "стен Сан-Марко", поставил ему памятник около здания Скуола- Гранде-ди-Сан-Марко, месте почетном, но все же не столь видном, как центральная площадь. Здание Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко (Scuola Grande di San Marco) замыкает площадь с севера. Эта скуола, объединявшая патрицианские семьи Кастелло, была одним из самых могущественных братств города, и мраморный фасад соответствует венецианским понятиям о богатстве и власти. Старое здание погибло в пожаре 1485 года, и архитектору Пьетро Ломбардо был заказан новый проект. Закончено здание было Мауро Кодуччи в 1495 году. Внутреннее убранство было поручено, конечно же, Якопо Тинторетто, написавшему цикл, посвященный истории святого Марка. С начала XIX века, когда скуола была закрыта, здание служит городским госпиталем. Живописные полотна Тинторетто и других художников разошлись по художественным собраниям (часть их можно увидеть в Музее академии), здание расширено и объединено с внутренними двориками, принадлежавшими церкви Санти-Джованни-э-Паоло. |