Через пять лет все было готово, Ручеллаи удостоились благодарственного упоминания прямо на фасаде (под тимпаном), а их символом, корабликами с надутыми парусами, выложили целый ряд над порталом. Сияющее солнце, изображенное наверху, под крышей, - эмблема доминиканцев. К этому моменту монастырь Санта-Мария-Новелла разросся настолько, что походил скорее на небольшой, вполне самостоятельный город общей площадью 1 430 м2. А начиналось все с небольшой часовенки посреди виноградников, которую в IX веке построили на подходах к городу, а в XIII веке передали доминиканцам. Те принялись расширять площадь, чтобы желающим послушать проповедь не было тесно. В это время в городе появились одновременно два нищенствующе-проповеднических ордена: доминиканцы и францисканцы. Считается даже, что святой Франциск со святым Домиником успели повстречаться во Флоренции. Каждый орден основал по монастырю (доминиканцы - Санта-Мария-Новелла, францисканцы - Санта-Кроче) и устроил для паствы по вместительной площади. Так началось соревнование. Доминиканцы славились красноречием, но выступали исключительно на латыни; понять их могли только люди образованные. Францисканцы же изъяснялись на местном наречии и публику собирали попроще, храмы украшали фресками - своего рода Библией в комиксах для неграмотных. Ученые доминиканцы поначалу предпочитали голые каменные стены, а свою главную церковь параллельно приспособили для астрономических нужд, прикрепив к фасаду армиллярную сферу. Церковь Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella) пн-чт, сб 7.30-17.50, пт, вс 13.00-17.00 Вход - €2,50, для детей до 18 лет - €1,50 Но все-таки не смогли сопротивляться моде, навязанной конкурентом: фрески не замедлили появиться - только не на всех свободных поверхностях, а исключительно в капеллах и внутренних двориках. В XVI веке Вазари настоял, чтобы большинство из них были замазаны белилами как морально устаревшие. Помилована была всего одна - "Троица" Мазаччо 1427 года (между второй и третьей колонной слева). И то - единственно за верность принципам перспективы (считается, что здесь они применены чуть ли не впервые в живописи). |