По соседству (via Cappuccini 8) находится еще более вычурно изукрашенный дом Берри-Мерегалли (Casa Berri-Meregalli), где есть и фрески, и мозаики, и алебастровые барельефы, и даже лошадиные головы. Автор палаццо Кастильони называл это сооружение галереей ужасов и предлагал выставить его на Триеннале в качестве примера безукоризненно дурного вкуса. Еще один пример миланского модерна – перестроенное и украшенное в 1908 году здание бассейна Дианы (Bagno di Diana). Оригинальное сооружение было возведено в 1842 году, и за его стенами находился чуть ли не крупнейший бассейн в Европе. После перестройки, произведенной архитектором Луиджи Дзербони, в доме на площади Обердан открылся отель Diana Majestic. В конце прогулки по проспекту Венеция стоит обратить внимание на два здания, находящиеся на противоположных сторонах улицы. Справа – «Дом с аркой» (via Salvini 1/3), построенный под влиянием ар-деко в последние дофашистские годы (автор проекта – Пьетро Порталуппи – вскоре после завершения работ перевоспитался и принялся прорубать широкие проспекты и расчищать площади Меда и Сан-Бабила). Слева, у Городского сада, – рационалистическая ступенчатая башня Рассини (Torre Rassini; corso Venezia 61) середины 1930-х, которая и сегодня выглядит современно. Оба сооружения, надо отдать должное их создателям, вполне вписываются в контекст застроенного роскошными дворцами проспекта. Заканчивается проспект двумя симметричными домами, построенными в 1828 году вместо Восточных (или Венецианских) ворот разрушенной к концу XVIII века Испанской стены города. Наполеон хотел было поставить здесь Триумфальную арку, но в конце концов выбрал другое место. А на въезде в город, который все же надо было как-то обозначить, решили возвести таможенный пост. Городской сад Засаженная деревьями и застроенная редкими, в основном занятыми под музеи дворцами территория на северо-востоке Милана, известная попросту как Городской сад (Giardini Pubblici), – между прочим, первый в Европе общественный парк. |