На самом верху, в общем гербе Людовико Моро и Беатриче д’Эсте, можно различить лилии и орла. Надписи на стенных панелях указывают на политическую связь Людовико с Максимилианом I, а точнее, на брак племянницы Людовико Бьянки Марии Сфорца с немецким кайзером (1493 г.). В этом смысле вплетённые в ветви деревьев золотые ленты символизируют упрочение уз между обеими династиями. Портрет музыканта Единственная картина, приписываемая Леонардо и находящаяся в Милане, в Амвросианской пинакотеке, – это «Портрет музыканта» размером 44,70 x 32 см, выполненная на дереве около 1485 г. Как и многие картины мастера, неустанно искавшего новые пути, она осталась незавершённой. Это ясно видно по правой руке, одежде и красной ермолке музыканта. Главные отличительные признаки, подтверждающие авторство Леонардо, – это высокое мастерство исполнения в целом, тонкая игра оттенков на правой щеке, а также ракурс в три четверти, встречающийся в большинстве других портретов художника, и эффектный контраст светотени (chiaroscuro). Личность изображённого на портрете молодого человека пока точно не установлена, хотя нотный лист даёт хорошую подсказку: большинство искусствоведов считает, что это Франкино Гаффурио, с которым Леонардо был дружен. Он родился в 1451 году, а с 1484 года был регентом Миланского собора и придворным музыкантом герцога. Конная статуя Франческо Сфорца Примерно в 1489 году Людовико Моро поручил Леонардо создать монументальную конную статую, которая увековечила бы военные заслуги его отца и основателя династии, Франческо Сфорца. Многочисленные наброски отражают первоначальную идею Леонардо: это бронзовая скульптура невиданной по тем временам экспрессии, которая изображает коня высотой в 7,20 м (!), вставшего на дыбы над поверженным противником. Таким образом, она намного превосходит по размерам все конные монументы античности и раннего Возрождения. Как подтверждают некоторые эскизы, те громадные технические сложности, которые возникали при воплощении замысла, Леонардо хотел преодолеть с помощью нового метода отливки. |