К тому же этот вид ничем не замутнен: здесь нет ни единого бара, ресторана или сувенирного киоска, так что можно вдохнуть немного мудрости во всей ее кристальной чистоте. Церковь тут стояла уже в 790 году, а в конце X века был основан бенедиктинский монастырь, славившийся по всей Северной Адриатике. В 1109 году сюда были привезены реликвии святого Стефана, и с тех пор 26 декабря, в его день, церковь посещал дож. Нынешнее здание церкви Сан-Джорджо-Маджоре (San Giorgio Maggiore, официально - храма Святых Георгия и Стефана, Лето: пн-вс 9.30-12.30, 14.30-17.00; зима: пн-вс 14.30-17.00) начато Палладио в 1579-м и закончено после его смерти в XVII веке. Это один из великих фасадов Венеции, издали заявляющих о себе, и одновременно один из самых умных: Палладио конденсирует всю историю архитектуры и историю веры, накладывая языческий греческий портик на фасад раннехристианской базилики. Получается рисунок, схема (не случайно фасад белый), замечательная именно своей чистотой и ясностью. Таков же храм и внутри - гармоничный и белый (Палладио полагал, что белый и есть цвет Бога), только здесь уже торжествуют пространство и свет. Именно в этом храме похоронен дож-интеллектуал Леонардо Дона, друг Галилея, воплощение честности и монах в миру (1612; гробница на западной стене, со статуями евангелистов работы Витториа). Он глубоко верил в то, что религию человек обретает в душе, а не в объятиях церкви, тем более Римской; именно этим объясняется официальный ответ, который он дал папскому нунцию, привезшему приказ об отлучении Венеции от церкви за административное неподчинение: "Мы игнорируем ваше отлучение, для нас оно ничто. И подумайте, что будет, если нашему примеру последуют другие". Что касается живописи, то архитектура ее, безусловно, затмевает. По правой стене на первом престоле "Поклонение пастухов" Якопо Бассано, за ним раскрашенное деревянное распятие 1430 года (только это не Брунеллески, как написано на этикетке). В алтаре - два очень поздних Тинторетто: "Тайная вечеря" и "Сбор манны в пустыне" (1592-1594), а последняя его работа, "Снятие с креста", - в отдельной капелле (дверь слева). |