В Кастелло Венеция - все еще город, великий своим трудолюбием. Это относится и к центральному Кастелло, где в скромном здании скуолы Дельи-Скьявони живут тщательно прорисованные картины Карпаччо; и к восточному Кастелло - району традиционно пролетарскому, где главенствует бассейн Арсенала, судоверфи Венеции. Здесь ковалась морская слава республики; ныне это хотя и живописный, но пустырь, в сторожевых башнях нет силы, и слава, нестойкая, как старый аромат, с каждым вашим шагом уносится в лагуну. Туристы здесь почти не бывают. На крайнем востоке, вдали от древностей, обосновались и павильоны Биеннале современного искусства, исполненные крупнейшими архитекторами XX столетия
От Сан-Марко к кампо Сан-Дзаккария
Кастелло начинается сразу за восточной стеной Дворца дожей. Дожи часто пересекали эту границу: в пасхальное воскресенье они посещали церковь соседнего монастыря Сан- Дзаккария в благодарность за то, что в IX веке тот уступил свои огороды под строительство собора Сан-Марко. Вначале хождение в народ устраивалось вдоль лагуны, по набережной. Но в пасхальное воскресенье 864 года дож Пьетро Традонико был тут заколот кинжалом, потом убили еще парочку, и в XII веке была проложена улица параллельно набережной - от заднего крыльца Дворца дожей через Campo Santissimi Filippo e Giacomo. Чтобы вступить на дожеский променад, надо уйти с пьяццы по Calle di Canonica (левее собора), перейти мостик и выйти на крошечную набережную Fondamenta di Sant Apollonia, в торце которой вы обнаружите единственный памятник романской архитектуры в Венеции, клуатр монастыря Сант-Аполлония (XIII век). Там безлюдно, как и в находящемся в глубине дворика Музее религиозного искусства, похожем на хороший антикварный развал. Здесь выставлена коллекция предметов из закрытых церквей, а также вещей, прибывших сюда на реставрацию (поэтому экспозиция часто меняется).