Спонсор строительства требовал, чтобы люди забыли слово "оспедалетто" как неприятное, но чтобы была видна идея благодеяния. В результате Лонгена построил нечто странно веселое: белый фасад очень пластичен, как будто навеки развел щеки в улыбке. Атланты приплясывают, формы наливаются соком, маски чуть ли не язык высовывают навстречу вам. В церкви есть картины XVIII века. Четвертая справа, "Жертвоприношение Авраама", - работа вундеркинда Тьеполо (1716). В конце XVIII века в приюте был сделан музыкальный зал; в нем - росписи Якопо Гвараны, ученика Тьеполо, полные разных шуточек вроде собаки, которой певчая подает угощение; фактически перед вами роспись музыкальной комнаты детского сада. Оспедалетто стоит на улице Barbaria delle Tole, которая (в конце вильните вправо) выведет к церкви Санта-Джустина с белым портиком постройки Лонгены (1640). Это только прелюдия к более интересному: обойдите святую Юстину и в конце переулка вы увидите мощный фасад церкви Сан-Франческо-делла-Винья (San Francesco della Vigna, пн-вс 8.00-12.30, 15.00-19.0). Классическая архитектура хороша тогда, когда это сюрприз, внезапное напоминание о том, что в суете жизни есть более высокий уровень - план законов, пропорций, предназначений. С идеей судьбы связано это место в принципе: считается, что именно здесь ангел явился евангелисту Марку. В 1530-е годы старый готический храм вместе, как заговорщики, переделывали архитектор Сансовино (это была его первая постройка в Венеции) и гуманист-неоплатоник Франческо Дзордзи, который рассчитал пропорции интерьера согласно философским категориям. Сансовино принес в Венецию представление об архитектуре как философии, и они с Дзордзи, конечно, много беседовали тут; кажется, что рассуждения эти все еще витают в воздухе. Фасад делал позже Палладио (1568-1572), и он тоже очень "ученый". В атмосфере церкви есть мудрая чистота, без католической истерики и туристической дешевки, но вообще-то фра Дзордзи что-то напутал: интерьер странный и довольно темный - запасайтесь монетами для освещения картин. Исключительно прелестна наивная "Мадонна с младенцем" Антонио да Негропонте (1450, справа за углом). |