Только теперь палаццо показалось им слишком тесным. При Элеоноре Толедской (жене Козимо I, известной по висящему в Уффици портрету в невероятно изукрашенном платье) его расширили: фасад (в оригинале - квадратный, на 7 окон) удлинили на 2 окна с каждой стороны; внутри соорудили парадную лестницу, а сзади - великолепный парк, послуживший образцом при создании Версаля. В XVII веке достроили боковые крылья, а в XVIII-XIX веках окружили площадь полукруглой колоннадой. Все это время палаццо Питти было резиденцией правителей Тосканы. В 1737 году род Медичи прервался, и на герцогский престол после долгих династическо-дипломатических торгов посадили дальнюю родню австрийских Габсбургов - герцогов Лотарингских, которые открыли для публики дворцовый парк, а потом и картинную галерею. При Наполеоне тут повластвовала сестра императора Элиза Бачокки (от которой сохранилось две невероятных размеров ванные в стиле ампир и круглый кабинет). Потом снова были Габсбурги, пока Италия в 1860 году не объединилась, а Флоренция не сделалась столицей короля Виктора Эмануила II. Так что cемь лет палаццо Питти служило королевским дворцом. Потом столица переехала, а палаццо осталось тосканской резиденцией королей и по совместительству музеем.1 Парк за дворцом - сады Боболи (Giardini di Boboli) - был разбит тогда же, когда начали переделывать весь дворец, при Элеоноре Толедской. Джулио и Альфонсо Париджи построили амфитеатр для торжественных представлений, посередине которого водрузили египетский обелиск и фонтан из римских терм Каракаллы. (Когда в 1589 году праздновалось бракосочетание Фердинандо I с Кристиной Лотарингской, там устроили даже водяную баталию.) А лучшие ландшафтные архитекторы того времени - Триболо, Буонталенти и Амманнати - спланировали террасы, парадные лестницы, гроты и водоемы. Дальше каждый правитель дополнял парк по-своему. В результате по окраинам регулярная планировка превратилась в рощи с газонами, где все, кому заблагорассудится, могут валяться на травке (тем более что других мест для этого в центре Флоренции нет). В главной, околодворцовой части понаставили статуй: справа от входа, например, сидит толстый карлик на черепахе - по легенде, это изображение Пьетро Барби, придворного шута Козимо I. |