До двадцатых годов, пока ветка не была упрятана под землю (нынешняя линия FGC L6), две половины, на которые она делила Эщампле, никак меж-ду собой не соединялись. Эти зоны до сих пор известны как Dreta de l’Eixample (правая сторона Эщампле) и Esquerra de l’Eixample (левая сторона Эщампле); граница проходит по улице Бальмес (Balmes), а справа или слева — это если смотреть от моря в гору. Строительные участки справа от железной дороги, там, где проходит бульвар Грасии, ценились гораздо больше. Именно сюда потянулись денежные мешки, а с ними и архитекторы-модернисты. Сегодня участок Эщампле между улицами Мунтане (Muntaner) и Руже-де-Флор (Roger de Flor) объявлен «Золотым квадратом модернизма» (Quadrat d’Or del modernisme), объединяющим полторы сотни памятников, охраняемых государством. И хотя официальный Квадрат немного захватывает левую сторону Эщампле, все первосортное все же справа. За площадью Каталонии Рамбла как бы продолжается рамблой Каталонии (rambla de Catalunya), также пешеходной, но вовсе не такой оживленной. Это скорее пристройка к соседнему бульвару Грасии — без шедевров Гауди, с более дорогими кафе и ресторанами и точно такими же бутиками и магазинами. На перекрестке с широкой Гран-Виа-де-лаз-Кортс-Каталанас (Gran Via de les Corts Catalanes) стоит дом Пиа-Батльо (Casa Pia Batlló, rambla de Catalunya, 17) архитектора Жузепа Виласеки, много работавшего с Думенеком представителя первого поколения каталонских модернистов. Здание интересно не столько са-мо по себе, сколько как ранний образец застройки скошенных углов Эщампле, который потом превратился в общее место. Следующий же дом Эрибер Понс (Сasa Heribert Pons; №19-21) — для Барселоны большая редкость, куда уместнее он смотрелся бы в Вене: архитектор Соле позаимствовал некоторые элементы у тамошнего Анкер-хауса работы Отто Вагнера. Дальше по рамбле есть еще несколько любопытных зданий (№47, 54, 78), но по-настоящему интересен лишь дом Серра (Casa Serra) в самом конце улицы, на пересечении с Диагональю. Здесь Пуч-и-Кадафалк отказался от своего готического модерна ради стиля, скорее напоминающего испанский ренессанс. |