В паре кварталов отсюда, на месте городских скотобоен, разбит парк Жуана Миро (Parc Joan Miró) — это пальмовая роща, в которой пенсионеры играют в шары, с небольшим прудиком. В центре водоема сверкает на солнце скульптура Миро «Женщина и птица». Впрочем, и женщину, и птицу в здоровенном красном столпе разглядеть проблематично, так что местные жители присвоили скульптуре несколько гораздо менее приличных названий. Если Миро — единственное, что интересует вас в этой части Эщампле, сюда проще зайти с площади Испании, от которой парк отделяет псевдомавританская громада арены для боя быков (plaça de braus Les Arenes), а затем спокойно отправиться на Монжуик.
План инженера Серда
Изначально на конкурсе 1859 года победил проект муниципального архитектора Ровиры, парадный и монументальный, с явной оглядкой на последние парижские веяния в области городского планирования. Вмешался Мадрид, и победу присудили безвестному инженеру Ильдефонсу Серда. Почему — до сих пор неизвестно: Серда был таким же каталонцем, как и Ровира, да еще и социалистом.
Церемониальным центром в плане Ровиры был Старый город и его продолжение, Форум Изабеллы II, спла-нированный на манер парижской площади Звезды. У плана Серда никакого центра не было вовсе: все должны были жить в равных условиях. Каждые 400 кварталов (квадрат со стороной в 20 перекрестков) образовывали округ с парком и больницей, который делился на 4 подокруга (10х10 перекрестков) с собственными рынками, далее — на районы по 25 кварталов (5х5 перекрестков) со своими школами и т.д. Такая сетка могла разрастаться до бесконечности, пока не охватила бы всю Европу, обтекая естественные препятствия в виде гор, рек и населенных пунктов.
Нынешний облик Эщампле имеет с планом мало общего. Фактически Серда спроектировал гигантский дач-ный поселок из открытых с двух сторон участков, засаженных садами.