Новая техника, позволявшая снимать фрески целиком (в холле музея демонстрируется видеофильм), была тотчас же взята на вооружение. В Барселону стали свозить фрески со всей страны, оставляя на их месте копии. В результате в одном месте можно увидеть едва ли не самую оригинальную в мире коллекцию романских росписей. Даже на этом фоне выделяется необычайно выразительный ансамбль из церкви Сан-Климен в Тауле (1123): конха апсиды с Христом Пантократором в мандорле на радуге в окружении ангелов, серафимов и символов евангелистов и Богоматерь с Граалем в руке и апостолами в нижнем регистре. Христос из Тауля и покрытый язвами калека Лазарь с арки той же церкви — символы музея. Другие хиты — фрески из Сан-Жуан-де-Бои, Санта-Мария-д’Анеу, Педрета, Эстерри-де-Кардоса, распятие «Христос Батльо» из Жероны и расписной потолок капитулярной залы из арагонского монастыря Сихена, к счастью, выкупленный каталонцами за несколько лет до гражданской войны (во время которой монастырь погиб). Попутно с эволюцией романского стиля в Каталонии нам наглядно показывают, как фронтали (расписанные темперой передние стенки алтарей), потихоньку увеличиваясь в размерах, превратились в гигантские ретабло — закрывающие всю алтарную нишу образы, состоящие из нескольких клейм, которые станут главными героями следующего, готического раздела. В 1995 году романская секция открылась после реконструкции, порученной Гае Ауленти, которая курировала такого же рода работы в парижском музее Орсе. Ауленти выстроила из белого гипсокартона формы церквей, откуда были вывезены фрески, и расположила росписи в тех местах, где они находились в оригинале. Как и романский отдел, экспозиция готической секции (первый этаж справа от входа) выстроена по хронологическому принципу: вот ранние образцы перпендикулярной готики, пришедшей в Каталонию из Франции, вот итальянское влияние (не пропустите «Мадонну с младенцем и ангелами» Пере Серра), вот через Валенсию и Арагон в Каталонию попадает интернациональная готика, а вот, наконец, и фламандский стиль, плавно переходящий в Возрождение. |