За Наполеоновскими войнами последовало полвека борьбы между консерваторами-карлистами (сторонни-ками инфанта дона Карлоса), ратовавшими за возврат к старым добрым порядкам и вольностям, с одной стороны и либералами, поддерживавшими королеву Изабеллу II (1833-1868), с другой. Первые пользовались большой поддержкой в сельской Каталонии, вторые — в Барселоне, городе по тогдашним испанским меркам современном и либеральным дальше некуда. К примеру, в 1835 году восставшая толпа громила и жгла монастыри и церкви по всей Барселоне — такие вещи считались тогда в Испании настоящим, выстраданным либерализмом. Кстати, после этого либеральное государство конфисковало все церковные земли и пустило с молотка (1837). На месте сожженных монастырей появляются площади (Королевская, Дук-де-Мединасели), рынки и театр Лисеу. Национальное Возрождение Несмотря на все политические пертурбации, Барселона развивается как про-мышленный центр полуострова: первая в Испании фабрика со станками на паровой тяге (1832), первая в Испании железная дорога (1848). Словом, жизнь налаживалась, и тут процветающий каталонский средний класс не мог не вспомнить, что у них есть собственный язык и культура, подавляемые злокозненными Бур-бонами. В результате каталонский, сведенный в XVII-XVIII веках до положения кухонного диалекта, на котором приличному человеку и дома-то неловко было говорить, постепенно приобретал статус культурного языка, с собственной литературой и научной традицией. Явление это, получившее титул национального Возрождения (Renaixença), не представляет ничего из ряда вон выдающегося: такую форму, как правило, принимал романтизм у народов, лишенных собственной госу-дарственности (Польша, Украина, Ирландия, Шотландия и т.д.). Первые проявления этого в Каталонии от-носятся ко времени общего подъема патриотизма после победы над Наполеоном. К 1830-1840-м годам дви-жение уже набирало обороты: появились собственные великие национальные поэты, выдумывалось герои-ческое прошлое, где благородные трубадуры скакали от замка к замку по буколическим ландшафтам. Еще через несколько десятилетий Renaixença выльется в архитектуру каталонского модернизма со всеми его святыми Георгиями, драконами и псевдоготическими фантазиями, от которых не могли подчас удержаться даже вполне серьезные архитекторы уровня Гауди или Думенека-и-Мунтане. |