Главный фасад кафедрального собора создан в готическом стиле, ещё в XV веке, но верхнюю часть в XVIII веке подремонтировали. К этому времени относится изображение Тайной вечери над королевским входом. Он состоит из трёх порталов. Центральный называется воротами Прощения (Puerta del Perdón) и открывается только для глав государств или духовных лиц высшего звания. Считается, что тому, кто проходит через них, навсегда отпускаются все грехи. С левой стороны находятся ворота Ада (Puerta del Infierno), а с правой стороны – ворота Страшного Суда, через которые проходили нотариусы Толедо, когда давали профессиональную клятву. По обеим сторонам стоят башни: левая башня с тремя терновыми венцами достигает высоты 96 м и заметна издалека, а правую так и не достроили, и в конце концов её завершил куполом сын Эль Греко – Мануэль Теотокопулос. По его же проекту построено здание муниципалитета напротив собора. Сбоку, под переходом, соединяющим архиепископский дворец с собором, находится «хлебный» вход, Пуэрта дель Мольете (Puerta del Mollete), у которого раньше нищим раздавали хлеб. Крестовый ход был возведён в XIV веке по инициативе архиепископа Тенорио на том месте, где раньше находился еврейский рынок. На верхнем этаже располагаются кельи служителей собора – Claverías. Здесь происходит действие давно запрещённого в Испании романа Бласко Ибаньеса об анархисте, который сбежал от властей и прятался у своего родственника. Внутреннее пространство собора поражает в первую очередь своими колоссальными размерами. С потолка свисают красные шапки погребённых здесь кардиналов. Говорят, когда шапка сама падает на пол, тогда душа покойного покидает чистилище. Сокровищница находится внизу в башне. Кроме ковчега, в ней хранится ещё несколько ценных вещей. Под незавершённой башней находится мосарабская капелла, в которой до сих пор ещё проходят мессы по ритуалу X века. Она была построена маврами, насильно обращёнными в христианство, и украшена гербом Великого инквизитора Сиснероса. Внутри на её стенах изображена битва с маврами при Оране. |