Источники фиксируют вооруженные столкновения в «земле Бырсей» и Северине, который остался во владении правителя Румынской земли. В 1343— 1345 гг., после смерти Карла Роберта и коронации его сына Людовика (Лайоша) Великого, политика Венгрии вступила в новую фазу. На этот раз Басараб потерял Северин, а его сын, Николай Александр, возможно являвшийся соправителем отца в конце концов согласился принести оммаж и присягу верности венгерскому королю. Восстановленный посредством этого формального акта мир с Венгрией оставался нерушимым до смерти Басараба, последовавшей — согласно записи времен правления его внука Владислава Влайку — в Кымпулунге, по византийскому летосчислению в 6860 г. (1351/52). В правление сына и преемника Басараба Николая Александра (1351/52 — 1364) внешняя политика Валахии была существенно переориентирована вследствие изменения в расстановке сил в Центральной и Восточной Европе. Накануне 1355 г. Николай Александр отказался от традиционных связей с Тырновским болгарским царством, установил союзнические отношения с Византией и Сербией, где правил Стефан Душан, и зятем Стефана Иваном Срацимиром, видинским царем, покровителем которого стал. Поддержав политику Византии и Константинопольской патриархии, направленную на изоляцию болгарского государства и его автокефальной церкви, Николай Александр переподчинил мун-тянскую церковь патриарху Константинопольскому. Смена юрисдикции должна была подчеркнуть легитимность его правления во всей Валахии. Она совершилась по инициативе мунтянского воеводы, который перевел в Арджеш митрополита Якинта из Ви-чины — города, сильно пострадавшего в прошлые десятилетия от татарских набегов. После этого перевода, официально признанного в мае 1359 г. патриархом Каллистом и Великим синодом, последовало назначение Якинта «законным архиереем всей Угро-влахии» и возвращение Румынской земли под власть «Великой Пресвятой Божьей Церкви». Актом 1359 г. Валахия была официально принята в большое византийское «Содружество Наций». Это событие явилось наивысшим подтверждением законности власти правителей Мунтении, к которой они непрестанно стремились на протяжении полувека. Оно обеспечило полную и безоговорочную интеграцию воевод Арджеша в семью православных правителей, обеспечив им равные внешнеполитические позиции с соседями на юго-востоке Европы. |