Несмотря, однако, на это, торжество немцев было верно над раз-розненными славянами. Если известия о дани чехов Карлу Великому могут быть оспариваемы, то верно, что моравы уже были подчинены ему. Во второй четверти IX века в Моравии мы видим князя Моймира, который принял хрис-тианство и считается основателем Моравского государства; в то же время встречаем известие о начатках христианства у чехов: четырнадцать лехов, или знатных панов чешских, приняли христианство в Регенсбурге у короля Людовика немецкого; но в борьбе двух племен, основным различием которых была вера, для славянина отвергнуть веру своего народа значило отло-житься от последнего, перейти под знамена врагов, вот почему чешские ле-хи, как скоро приняли христианство, так уже оставили князя своего и под-дались королю немецкому, из-под власти которого трудно было высвобо-диться. Так, Людовик немецкий, подозревая Моймира моравского в намерении усилиться, свергнул его с престола, который отдал племяннику его Ростис-лаву. Но Ростислав, несмотря на то, что обязан был властью Людовику, шел по следам дяди Моймира, только шел с большим успехом: ему удалось от-биться от Людовика, он мог объявить себя прямо врагом последнего и при-нимать под свое покровительство всех недовольных королем, даже собствен-ных сыновей его. Но князь моравский должен был понимать, что для незави-симого состояния славянского государства прежде всего была необходима независимая славянская церковь, что с немецким духовенством нельзя было и думать о народной и государственной независимости славян, что с ла-тинским богослужением христианство не могло принести пользы народу, ко-торый понимал новую веру только с внешней, обрядовой, стороны и, разуме-ется, не мог не чуждаться ее. Вот почему князь моравский должен был об-ратиться к византийскому двору, который мог прислать в Моравию славянс-ких проповедников, учивших на славянском языке, могших устроить славянс-кое богослужение и основать независимую славянскую церковь; близкий и недавний пример Болгарии должен был указать моравскому князю на этот путь; |